СЫКТЫВДИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Официальный сайт администрации муниципального района

Прокуратура Сыктывдинского района разъясняет

Конституционный суд оценил отдельные нормы Жилищного кодекса, касающихся статуса малоимущих граждан.
Прокуратура Сыктывдинского района разъясняет.

Законодатель в части 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрел, что малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке; малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (при этом не упомянуты правовые основания проживания в таком помещении) – п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

В части 1 ст. 57 ЖК РФ законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В исключение из этого правила предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника (часть 1);

по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8);

признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть 10).

Пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закрепляет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из других норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Конституционный суд отметил, что сложившаяся судебная практика допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, только при условии, что эти граждане занимают такое помещение на основании договора социального найма. Для собственников же признание дома аварийным обычно не означает немедленного получения нового благоустроенного помещения взамен непригодного.

С учетом изложенного, части 1, 8 и 10 ст. 32 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой они не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые одновременно:

- признаны малоимущими,

- состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений,

- являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;

- дом не включен в региональную адресную программу переселения.

Суд указал, что федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.

До внесения таких изменений следует исходить из того, что указанные граждане (собственники) подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Информация предоставлена старшим помощником прокурора Сыктывдинского района А.С. Нестеровой 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie