Под определение «конфликт интересов» попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный гражданский служащий (далее- гражданский служащий) может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Согласно Закону личная заинтересованность может заключаться в возможности получения:
-денег;
-иного имущества;
-имущественных прав;
-услуг имущественного характера и результатов выполненных работ;
-каких-либо выгод.
К конфликту интересов может приводить возможность получения выгоды, как самим работником и его близкими родственниками (свойственниками), так и гражданами или организациями, с которыми работник и (или) его близкие родственники (свойственники) связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
На практике может возникнуть множество различных ситуаций конфликта интересов. Тем не менее можно выделить типовые, часто встречающиеся ситуации возникновения конфликта интересов, а именно:
-принятие кадровых решений;
-получение выгоды в ходе выполнения трудовых обязанностей;
-выполнение оплачиваемой работы в другой организации;
-получение подарка;
-осуществление закупок;
-использование информации ограниченного доступа.
Регулирование конфликта интересов включает три основных элемента: предотвращение, выявление и урегулирование.
Предотвращение- это система ограничений, запретов и иных мер, позволяющих не оказаться в ситуации конфликта интересов.
Выявление- это система мер, позволяющих своевременно получать и анализировать информацию о личных интересах.
Урегулирование- это ограничение участия в принятии решений (совершении действий), затрагивающих личные интересы.
Согласно законодательству, работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а именно:
-соблюдать антикоррупционные ограничения и запреты (запрет на получение подарков, запрет на нахождение в непосредственной подчиненности/подконтрольности близких родственников/свойственников, ограничения на владение ценными бумагами);
-оценивать на предмет возможного конфликта интересов любые изменения трудовых обязанностей.
У работодателя имеются возможные способы урегулирования конфликта интересов:
-отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
-ограничение доступа работника к закрытой информации.
Существующее регулирование в сфере противодействия коррупции в части имеющихся ограничений и запретов позволяет снизить уровень коррупционных проявлений в системе государственной службы.